Больше 10 лет в России работает бесплатный и анонимный телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Чтобы получить консультацию психолога, не нужно заранее записываться и ждать приема несколько дней или даже недель. Нужно просто позвонить по номеру 8 800
2000 122 и дождаться ответа консультанта
График работы школьного психолога
День недели | Время | Форма | Ресурс |
Ежедневно |
8.00 -16.00
15.00 – 16.00 |
групповые и индивидуальные консультации |
офлайн
|
Способы и приемы оказания психологической помощи
1. Психодиагностика (индивидуальная и групповая).
2. Психокоррекция (индивидуальная и групповая).
3. Психопрофилактика, в том числе: адаптация 1 и 5 классов и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
4. Психопросвещение, классные часы.
5. Консультирование учащихся, педагогов и родителей.
В целях оценки достижения значений показателя федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» министерство образования и науки Самарской области проводит мониторинг удовлетворенности граждан (родителей) услугами психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными организациями.
Просьба родителям пройти опрос по ссылкеhttps://forms.gle/sTmRVdBjqHz5PXFD8
Просим Вас оставить свой отзыв по итогам обращения к специалистам службы психолого-педагогического обеспечения образования в Самарской области (психологу, логопеду или дефектологу).
Нам важно знать, как Вы оцениваете качество предоставления психолого-педагогических услуг (консультации, диагностические обследования, развивающие занятия и т.п.). Это поможет нам совершенствовать их предоставление. В каждом из вопросов анкеты отметьте один вариант ответа. Просим Вас не пропускать вопросы и быть искренними.
Мониторинг качества услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи
Рекомендации для родителей по теме собрания
«Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии?»
1.Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
2.Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
3.Необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
4.Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
5.Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
6.При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания». Преимущества Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.
Я-послания
Я думаю, что...
Я недоволен тем, что...
Мне не нравится, что...
Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Ты-послания
Ты поступил плохо.
Ты не смеешь.
Ты не должен.
Почему ты получил двойку.
Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.
7.Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.
8.Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
9.Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
10.Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
11.Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
«Золотые правила» воспитания
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
- Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
- Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.
Как помочь ребенку.
Станет ли школа для вашего ребенка источником отрицательных эмоций или источником знаний, во многом зависит от вас, уважаемые родители.
Какие же трудности могут подстерегать ребенка в школе? Прежде всего, нужно уяснить, что характер проблем зависит от возраста школьника. Объединяет их только одно – необходимость внимательного и серьезного отношения к ним со стороны родителей и важность их правильного решения.
Отношения в семье ученика чаще всего не видны педагогу и уж ,конечно, в редчайших случаях являются объектом его коррекции. Так оно, конечно, и должно быть. Семья – коллектив интимный, и вскрывать отношения, ставить диагноз, как правило, просто неэтично. Но семейные отношения между супругами, между родителями и ребенком – наиболее значимые факторы воспитания. Поэтому опытный педагог, хорошо зная характер своего ученика, может догадываться о многом, что происходит в семье, о том, как там строятся взаимоотношения. Часто возникает желание помочь подростку наладить отношения с родителями.
Предлагаю классному руководителю методическую разработку двух занятий с детьми подросткового возраста (7-9-е кассы) "Как помочь подростку подружиться с родителями"
Экзаменационный стресс
Классические симптомы «экзаменационного стресса» следующие: бессонница, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс, дрожь в конечностях и т.д.
Проведенные исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и другие. Мы должны уметь преодолевать свой страх и уметь помочь себе смягчить «экзаменационный стресс».
Первый раз в первый класс.
Итак, ребенок пошел в первый класс – это не только радостное волнение, но и стресс, вызванный необходимостью налаживания новых контактов с незнакомыми ребятами, учителем, а также привыканием к самому процессу учебы. Попадая в школу, ребенок оказывается менее снисходительном, а значит, более требовательном и жестком мире, теперь ему самому приходится разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Поэтому первое время родителям следует внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, его настроением. Глубина проблемы прямо пропорциональна ухудшению его эмоционального состояния.
Если ваш ребенок замыкается, старается сменить тему
Разговора при расспросах о школе или, еще хуже, молчит, как партизан на допросе, значит, вы уже упустили начальную стадию проблемы. Сразу хочется сказать, что решение вопроса в духе «пускай сам учится разбираться и решать свои проблемы» неправильно. И неправильно здесь не «учиться», а «сам». И уж тем более не нужно идти в школу и устраивать там разгон. Вы рискуете нажить вашему ребенку врагов в лице учителей и администрации школы. Вы-то пришли и ушли, а ему там учиться. Важно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами.
Наиболее распространенными трудностями, с которыми сталкивается ребенок в начальной школе, являются:
- неспособность справляться с учебной нагрузкой;
- враждебное отношение педагога;
- смена коллектива;
- неприятие ребенка школьным коллективом.
Что же можно предпринять для решения вышеперечисленных проблем?
Помощь первоклассникам.
Первым делом нужно обязательно вызвать ребенка на откровенный разговор, чтобы выяснить суть проблемы. Объясните ему, что вы всегда на его стороне. Даже если окажется, что он неправ, вы не будете его ругать, не отмахнетесь со словами: «Сам натворил, сам и расхлебывай», а разберете ситуацию и поможете понять, в чем состоит его ошибка и как исправить положение. Важно, чтобы ребенок всегда был уверен, что даже если вы не одобряете некоторые поступки, все равно его любите и принимаете несмотря ни на что. Например, не нужно скрывать от ребенка, что вы расстраиваетесь, когда он получает плохие отметки, недостаточно уделяет внимания учебе, проявляет мало старания и т.п., но при этом дайте ему почувствовать, что несмотря на это вы верите в него, всегда готовы ему помочь и вместе радоваться успехам.
Плохая успеваемость ребенка может быть связана с его индивидуальными особенностями, например, неусидчивостью, невнимательностью, неумением концентрироваться, быстрой утомляемостью. В этом случае целесообразно обратиться за помощью к специалистам, чтобы выяснить истинную причину и подобрать программу коррекции. В школе есть психолог, который может помочь вашему ребенку или посоветовать какой-нибудь специализированный центр. Неспособность ребенка справляться с учебной нагрузкой может быть обусловлена и наличием других школьных проблем, например, конфликта с учителем. В этом случае важно выслушать обе стороны, и если ребенок прав, защищать и отстаивать его интересы. Если же конфликт уладить мирным путем не удалось, лучше всего поменять класс, школу, иначе ваш ребенок останется один на один с проблемой – ведь не сядете же вы вместе с ним за парту.
Необходимость привыкать к новому коллективу также является проблемой для многих детей, особенно для тех, у кого не было опыта общения со сверстниками в детском саду. Очень важно, чтобы начало школьной жизни совпало с появлением новых друзей. Как говорится, вместе легче преодолевать трудности.
Неприятие ребенка одноклассниками переносится очень болезненно. Как правило, в классе есть неформальный лидер, который в целях самоутверждения настраивает остальных ребят против кого-либо и своим примером показывает, что этого мальчика или девочку можно безнаказанно дразнить и обижать. Если вдруг в роли «изгоя» оказался ваш ребенок, попробуйте вместе проанализировать ситуацию: может быть, вам удастся выявить причину такого отношения. Объясните сыну или дочери, как нужно говорить с обидчиком: без заискивания, твердо, но и без агрессии. Если ребенок решит проблему «сам», то поднимется его самооценка и, несомненно, возрастет авторитет в классе. Если же он боится вести такие переговоры, не заставляйте его «вырабатывать характер», а беритесь за дело сами. Обратитесь к учителю и вместе с ним по-доброму поговорите с обидчиком. Может быть, это придется сделать даже несколько раз. Пусть ребенок также обязательно поучаствует в разговоре. Ваш авторитет взрослого, авторитет учителя, ну и, наконец, тот факт, что проделки обидчика стали известны взрослым, сделают свое дело, и отношение к вашему ребенку изменится.
Помощь при переходе в среднюю школу
После окончания начальной школы жизнь ученика становится гораздо более насыщенной событиями: добавляются новые предметы, увеличивается количество учителей. Разные методики преподавания, разные требования – значит, снова адаптация, снова стресс. Конечно, ваш ребенок вырос, привык к школе, освоился в своем классе, но все-таки будьте повнимательнее, ведь именно после окончания начальной школы дети начинают хуже учиться. Нужно им помочь вниманием, контролем. Сходите в школу к тем учителям, по предметам которых наблюдаются трудности, и выясните мнение учителей по этому поводу. И, конечно, посоветуйтесь с самим ребенком. Пусть он тоже участвует в «воспитательном процессе»: думает, анализирует, проявляет самостоятельность. Если под вашим чутким руководством он «сам» разберется со своими проблемами, опять-таки это повысит его самооценку.
Не забывайте, что переход в среднюю школу совпадает с началом подросткового периода. Именно в этом возрасте учеба отходит на второй план ( а то и вовсе забрасывается), а на первый выступает общение со сверстниками. Бесполезно и даже вредно запрещать подростку общаться с его друзьями. Авторитарное заявление родителей: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь все уроки», повлечет за собой лишь отвращение к учебе. Только терпение и такт, внимание, поддержка, искреннее проявление заинтересованности жизнью ребенка, его школьными проблемами помогут в этот нелегкий период. Любовь и внимание обычно рождают такие же ответные чувства: ребенку будет тяжело огорчать вас. Действуя тонко, не злоупотребляя доверительными отношениями, можно корректировать поведение подростка. Ведь именно теперь у вашего сына или дочери возникает огромное желание совершать самостоятельные поступки, но главная проблема этого возраста – «хочу все делать сам, но мало что умею». Часто неразумные родители пытаются оградить свое драгоценное чадо от всех трудностей, что только прибавляет проблем в дальнейшем. Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, пусть он почувствует, что значит быть взрослым. Контроль ослаблять не стоит, но осуществлять его нужно незаметно, как бы исподволь.
Мы уже старшеклассники
Ну и, наконец, старшие классы. Ваш ребенок уже повзрослел, отношение к учебе стало более серьезным и осмысленным, возникает проблема выбора будущей профессии, учебного заведения. Однако в этом возрасте возможны конфликты с учителями и одноклассниками на почве самоутверждения, а также по поводу «любовных треугольников». Не обижайтесь, если ребенок не очень-то торопится с вами откровенничать. Интимные проблемы доверяют только очень близким друзьям, а если вы не входите в число таковых, то это ваш промах. Не бойтесь проявлять свои эмоции. Объясняйте ребенку, что если вы проявляете беспокойство, нервозность, гнев, наконец, - это оттого, что вы его любите: значит, вам не наплевать на то, что с ним происходит. Обязательно радуйтесь вместе с ним его победам, хвалите даже за незначительные, на ваш взгляд, успехи. Ведь вы, возможно, и не подозреваете, какой ценой далась ему эта победа. Главное, чтобы ваши эмоции были настоящими, а не наигранными.
Если родители постоянно искренне интересуются своим ребенком, его школьными проблемами, то, скорее всего, никаких «проблемных» периодов в его жизни просто не возникнет: все проблемы будут решаться вовремя.
Как помочь подростку подружиться с родителями.
Отношения в семье ученика чаще всего не видны педагогу и уж ,конечно, в редчайших случаях являются объектом его коррекции. Так оно, конечно, и должно быть. Семья – коллектив интимный, и вскрывать отношения, ставить диагноз, как правило, просто неэтично. Но семейные отношения между супругами, между родителями и ребенком – наиболее значимые факторы воспитания. Поэтому опытный педагог, хорошо зная характер своего ученика, может догадываться о многом, что происходит в семье, о том, как там строятся взаимоотношения. Часто возникает желание помочь подростку наладить отношения с родителями.
Предлагаю классному руководителю методическую разработку двух занятий с детьми подросткового возраста (7-9-е кассы).
Однако, это возможно при условии, что между проводящим занятие и учениками, достаточно доверительные отношения.
О чем молчат родители?
Так для подростков формулируется тема этих двух занятий. Их своеобразие заключается в том, что значительная часть заданий переносится в семью в виде домашнего задания, выполняемого в тесном общении с родителями.
Итак, на первом занятии подростки получат от ведущего конкретную инструкцию по составлению трех списков.
ПЕРВЫЙ СПИСОК составляется родителями по просьбе сына или дочери. Когда родители относительно свободны от домашних дел и настроение у них не очень мрачное, подросток должен попросить папу или маму составить список пожеланий и советов. Что же ребенок должен попросить их перечислить в этом списке? В первую очередь, это серьезные пожелания по организации его жизни, по воспитанию характера, каких-либо привычек: наиболее актуальные советы на сегодняшний день.
Списки составляются каждым родителем отдельно. Подростку нужно настроить их на серьезный лад и попросить высказать свои пожелания и советы как можно более полно.
Положительными моментами составления указанного списка родителями являются, во-первых, снятие эмоционального напряжения у них по отношению к сыну или дочери, а, во-вторых, возможность полностью высказать свое мнение. Подросток же имеет возможность спокойно разобраться, что из написанного родителями действительно достойно внимания, а чем можно и пренебречь.
ВТОРОЙ СПИСОК пишет сам подросток. В нем он перечисляет то, о чем, на его взгляд, могли ему рассказать родители. А, главное, что бы он сам хотел от них услышать. Ведь были же родители когда-то сами подростками, и у них тоже было немало проблем в этом возрасте!
Чтобы помочь подростку составить этот список, ведущий занятие дает примерный перечень проблем.
- О мечтах. О чем мечтали родители в твоем возрасте? О чем мечтают они сейчас? (Важны именно мечты, а не простые планы).
- О страхе. Чего или кого родители по-настоящему опасаются? Как они переживают чувство страха?
- О зависти. Кому и почему завидуют родители?
- Об идеалах мужчины и женщины в глазах родителей. Соответствуют ли этим идеалам они сами? (Желательно, чтобы эти вопросы обсуждались подростком с каждым из родителей в отдельности).
- О ненависти. Кого и за что родители ненавидят? Как они переживают эти чувства?
- О любви. Как родители понимают и чувствуют любовь? Как они относятся к сексу? (Желательно раздельное обсуждение) .
Данные проблемные вопросы предлагаются учащимся с оговоркой, что можно исключить из них неподходящие и добавить какие-либо свои, учитывая особенности родителей.
Можно посоветовать подросткам подойти к родителям и показать составленный список, выбрав для этого удобную минуту. Возможно, его обсуждение выльется в интересную, откровенную беседу. Может быть, родители давно хотели поговорить с ними на эти темы, просто текучка повседневной жизни не всегда располагают к таким откровениям: нет времени, подходящей ситуации.
Составляя ТРЕТИЙ СПИСОК, подросток перечисляет все то, о чем родители, по его мнению, ничего не знают. Чтобы включить подростка в эту работу, ведущий предлагает примерные вопросы: что творится сегодня в рок-музыке? Как в один миг заработать «кучу» денег? Как следуют одеваться подростку? И т.д.
Обсуждение результатов.
На следующем занятии, которое целесообразно провести примерно через неделю после первого, результаты обрабатываются и обсуждаются.
Итак, у подростка на руках три составленных списка. Педагог просит подчеркнуть в этих списках действительно важное, волнующее, представляющее интерес для него самого.
Если почти все подчеркнутое попало в ПЕРВЫЙ СПИСОК, можно считать, что отношения подростка с родителями отличные, какие-либо проблемы здесь практически отсутствуют. Все, что родители рассказывают своему ребенку, воспринимается им как очень важное, интересное и лично необходимое.
Если подчеркиваний больше во ВТОРОМ СПИСКЕ, то родители, в принципе, готовы к обсуждению волнующих подростка проблем, но их надо подтолкнуть к этому. Хорошим стартом для совместного обсуждения интересующих вопросов является показ отцу или матери (нужно выбрать самостоятельно, с кого начать) окончательных результатов данного «психологического исследования».
Если же большая доля подчеркнутого попала в ТРЕТИЙ СПИСОК, то в отношениях между подростком и родителями могут быть большие сложности. Большинство нравоучений практически не воспринимается подростком.
Поскольку ученик во время занятий не показывает списки никому, в том числе и педагогу, то информация о результатах обследования воспринимается ребенком индивидуально и остается в тайне от других присутствующих.
Но, если у вас доверительные отношения с детьми, обязательно пригласите их на добровольную консультацию. Индивидуальная беседа по результатам этого занятия может помочь подростку разрешить его проблемы с родителями, а педагогу дает полезную информацию для воспитания ученика.
В случае заявления учащегося, что полученные результаты не соответствуют существующим отношениям в его семье, также пригласите подростка на индивидуальную консультацию. Как правило, такое обсуждение становится для подростков содержательной и полезной беседой.
Достаточно ясно, что ценность этих занятий не в «диагностическом» результате, а в самом процессе выполнения заданий. Они помогают родителям и подросткам повернуться лицом друг к другу, услышать друг друга.
Как улучшить психологический климат в классе.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.
1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
А)Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
Б) Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
В) Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
Г) Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможность того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
Д) Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
Е) Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержанны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него.
Все это помогает создавать положительный психологический климат в классе.
Экзаменационный стресс
Классические симптомы «экзаменационного стресса» следующие: бессонница, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс, дрожь в конечностях и т.д.
Проведенные исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и другие. Мы должны уметь преодолевать свой страх и уметь помочь себе смягчить «экзаменационный стресс».
Оптимальный режим работы и питания во время сдачи ЕГЭ.
При подготовке к экзаменам следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки, а во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления кофеином, а также было время для физической активности.
В период подготовки к экзаменам не стоит радикально менять свой режим дня, т.к. резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы. Поэтому желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования. Не рекомендуется усиливать нагрузку за счет сна, потому что сон не только снимает умственную усталость, но и играет важную роль в механизмах памяти. Именно во время сна происходит перевод информации, полученной за день, из оперативной в долговременную память. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1,5-2 часа) дневной сон.
Чередование умственной и физической нагрузки.
Наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с 15-минутными перерывами между ними, для того чтобы подвигаться. Можно даже потанцевать, стараясь задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Вечером желательна прогулка на свежем воздух, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.
Питание -->