logo150  Name2 

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Девяткиной Ирины Александровны

Презентация из опыта работы учителя Скачать...

                                                                       Какое счастье – быть полезной людям,

Учить Его Величество – Народ!

Герман Куприн

Сегодня никто не станет возражать против того, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, от их гражданской позиции и чувства ответственности за судьбу своей Родины. И поэтому не будет преувеличением сказать, что в ряду целей и задач современного образования наиболее ответственная – воспитание ценностно-ориентированной личности. И литература здесь – одна из тех дисциплин, изучение которой носит в большей степени духовно-нравственный характер.

         Современные старшеклассники – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Век информационных технологий, которыми дети перенасыщены, диктует новые условия жизни, и учитель для них является не единственным источником информации.  Но ребята зачастую не умеют превращать информацию в знанияИ здесь велика роль учителя – помочь молодым людям пристальней всмотреться в жизненные ситуации, описываемые на страницах произведений, избежать ошибок героев или, наоборот, выбрать образец для подражания, научиться ценить прошлое и настоящее. И я, как любой учитель, сталкиваюсь с определёнными противоречиями в своей работе.

       Встав когда-то на путь воспитания и обучения детей и определив для себя тему самообразования, я иду по нему с девизом:

С детьми всегда должна быть рядом, 
Даря тепло и согревая взглядом, 
Их в мир прекрасного вести, 
И помнить заповедь – «Не навреди»!

       Каждый день стоя у доски, я пытаюсь вложить в умы и души детей те нравственные постулаты, опираясь на которые, они смогут отличить хорошее от плохого, свет от тьмы, добро от зла.

       Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного получения учащимися социального опыта.

Учебные задания, связанные с поиском, преобразованием и использованием информации в контексте с повседневной жизнью ученика способствуют развитию функциональной грамотности. Таким образом, дети используют навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом и максимально быстрой адаптации в нём. Ведущей идеей моего опыта является духовно-нравственное воспитание учащихся через развитие эмоциональной культуры в процессе изучения произведений художественной литературы.

       Описание моего опыта работы есть не что иное, как творческий поиск и профессиональные размышления по воспитанию школьников на примере высоконравственных поступков героев литературных произведений и их авторов.

Писатель Борис Васильев говорил: «…в молодых сердцах надо сеять восторг – и пожнёшь жажду подвига». В этом, на мой взгляд, и есть нравственная сила уроков литературы, ибо восторг перед духовными ценностями родной страны есть эмоциональное выражение любви к ней. Необходимо развивать эмоциональную сферу, ибо бесчувственный, бессердечный человек одинаково опасен, будь он большим учёным или законченным невеждой.

       Произведения 19-20 веков – это богатейший ресурс для решения задач духовно-нравственного воспитания, что позволяет мне использовать на уроках различные методы, формы, приёмы и средства обучения и воспитания современного школьника.

Формы и методы работы я структурирую по этапам в соответствии с целями урока.

На 1 этапе (изучение нового материала) я использую следующие формы урока (не читаю):

×          лекция;

×          беседа;

×          экскурсия (в том числе виртуальная);

×          кино-, видео- урок;

×          интегрированный урок (литература+история, обществознание, музыка, ИЗО).

Подбираю приёмы и средства, способствующие развитию эмоциональной сферы учащихся. Я убеждена, что очень важно давать на этих уроках биографии писателей, раскрывать идейные и нравственные мотивы поступков героев произведений. С этой целью я широко привлекаю документальные материалы, учебные кинофильмы, презентации. Всё это помогает мне на уроке усилить воспитательное воздействие литературы.

       На 2 этапе (конкретизация темы, накопление и углубление знаний, развитие познавательных умений) я использую следующие формы урока (не читаю):

×          семинар;

×          практикум;

×          педмастерская (о ней рассказывала выше);

×          решение проблемных задач;

×          диспут.

Поисковая деятельность школьников, подготовка ими устных сообщений и письменных рефератов с привлечением научно-популярной литературы помогают учащимся увидеть проблемное поле, произвести сравнительную характеристику каких-либо объектов, понятий, героев, проследить жизненные искания литературных персонажей и проникнуть в их внутренний мир.

       На 3 этапе (систематизация и обобщение новых знаний и умений, их проверка и оценивание) я использую следующие формы урока (не читать):

×          конференция;

×          интегрированный урок;

×          кино-, видео- урок;

×          нетрадиционный урок (викторина, «Своя игра», брейн-ринг и др.).

Прекрасно проходят уроки-диспуты, уроки-конференции. Стараюсь чаще включать элементы игр: турниры ораторов, аукционы знаний, игры-путешествия, ролевые игры.

       Духовно-нравственное воспитание реализуется не только посредством учебного процесса, важную роль в этом играют также внеурочные виды деятельности. К основным формам внеурочной работы относятся экскурсии в музеи, поездки в театр, литературные гостиные, вечера поэзии.

Эти виды работы предоставляют возможность раскрыться творческому потенциалу каждого учащегося, способствуют нравственному воспитанию. Для моих учеников уже стало традицией проведение Дней Поэзии, уроков Мужества, Литературных вечеров. Мероприятия проходят в эмоциональной обстановке и, несомненно, обогащают детей идеями духовности, патриотизма.

Оживить занятие, повысить интерес к изучаемым проблемам помогает использование компьютерной и видео техники. В этой связи я провожу уроки-презентации. Результаты оправдывают себя: учащиеся усваивают объёмную информацию с интересом и легко, проявляя неподдельный интерес к изучаемому материалу.

       Но в то же время я уверена, что значительная роль в обучении принадлежит словесным методам. Их значимость не уменьшается, ибо никакими техническими средствами не заменить живого учительского слова и не создать той атмосферы урока, которую создаёт рассказ учителя. Поэтому так важно на уроке отводить время выразительному чтению текста.

Какие перспективы стоят передо мной:

×          активизация работы по внедрению в учебный процесс информационных технологий;

×          неустанное изучение лучшего опыта коллег и трансляция «изюминок» своего педагогического мастерства;

×          освоение пизоподобных задач, включение их в свою работу и, может быть, в дальнейшем создание по образцу и подобию собственных задач.

 
 
 
   imageege asu rso f obr fipi logo 
 ratingtop140x140                49f37c59df4ece778982d1fd00be1101  moe obr  sobd  image gallery 1024x283
 логотип  worldskills 12d 121x47  rosnano    person
Телефон доверия психодол
 мин науки и высшего образ
 Минпросвещения 3  WEB banner  год педагога

 

Меню сайта

меню

Поиск по сайту

Вход

Оставить комментарий

Обратная связь

Сообщение отправлено

Яндекс.Метрика

 

 

Наверх